Версия для слабовидящих

Рекомендации специалистов

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно вызывать у педагогов и родителей панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Главной целью моего опыта работы является формирование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.  Работая с детьми в логопедической группе, для себя сформировала основные задачи опыта:

·        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

·        Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.

·        Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

·        Развитие памяти, внимания, воображения у старших дошкольников

·        Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.

 Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.

Это обстоятельство учитываю при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь.

Во время работы с детьми учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы эта работа приносила детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику.

При этом педагогам и родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, провожу систематически (по 2-5 минут несколько раз в день) – в нашей группе, на прогулке, рекомендую родителям. Эти задания помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Основная задача этих упражнений будет состоять в том, чтобы ребёнку было доступно и легко выполнить их. Достигнуть этого можно будет лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

Дополнительно провожу следующие упражнения и виды занятий:

·        различные виды конструирования;

·        упражнения с мозаикой;

·        рисование;

·        обведение контура, трафарет;

·        вырезание ножницами различных фигур;

·        вышивание (преимущественно для девочек);

·        перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;

·        перелистывание книжных страниц;

·        лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

Ежедневно в работе с детьми провожу: пальчиковую гимнастику «Смешные человечки», «Солнышко», «Гости»…; физкультминутки «Стадо», «Сапожник», «Гусеничка»…; утреннею гимнастику «Домашние животные», «Мы художники», «Явления природы»…; дыхательную гимнастику «Спаси птенца», «Веселые ребята», «Лепим Буратино»…

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. По моему мнению - рационально использовать в этих целях физкультминутки

Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику рук. Предлагаю детям катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того, они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для рисования веревочкой желательно иметь контрастный фон (белая веревочка на коричневом столе). Ребенок ритмичными пальцами выкладывает разные формы от простых до самых сложных. Таким же способом можно рисовать шерстяными нитками на бархатной бумаге и на «Волшебном коврике».

Особую роль в развитии движений мелкой моторики рук играет шнуровка, вышивка. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Далее задание усложняется и предлагается пришивать пуговицу меньшим диаметром и с четырьмя дырочками.

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук часто отвожу упражнениям с малыми мячами. Для этого использую несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Такое многообразие наборов малых мячей помогает, научить сравнивать предметы через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий, в процессе упражнений, а также в проводимой специальной работа по развитию лексико - грамматической стороны речи ребенка.

Освоение действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук обратила внимание на значительные трудности. Иногда даже кажущиеся простые движения с предметами вызывали у детей затруднения. Это нередко приводило к отказу ребенка от работы. Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной умелости использую на начальном этапе в качестве мяча для манипуляций утяжеленный мешочек. Такой мешочек, шьется из прочной ткани, заполняется сыпучим материалом (крупами, горохом, речным песком), его удобней ловить одной рукой, чем мяч. При падании на пол он не укатывается. Ребенок лучше чувствует его в руке.

Чтобы приобрести навыки игры с мячами требуются постоянные упражнения. Однако, как правило, уже после 8-10 повторений малыш теряет интерес к движению. В этом случае я ввожу как оживляющий процесс игры разные элементы хлопков: в ладоши, поворот туловища, стук волшебной палочкой. Приведу примеры некоторых упражнений, различной направленности.

1.  Бросить мяч вверх и поймать (одной, двумя руками).

2.  Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.

3.  Упражнения в бросках и ловле мячей в парах  (по очереди, одновременно).

4.  Упражнения в жонглировании двумя мячами (участвуют обе руки).

5.  Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует одна рука).

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии

«сделать бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её приклеивается. Готовые бусы нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок  - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

На листе бумаги нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

Одновременно привлекаю внимание ребёнка к самому пространству листа, учу его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).

Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме.

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков.

В своей работе я применяю разнообразные современные формы и методы. Например, игра -  с одной стороны, занятие – спектакль – с другой, а дети - и участники спектакля, и зрители,. Придумываю разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такая форма работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Дети иногда не могут выполнить элементарных движений. Самым трудным для них является выполнение движений обеими руками. Поэтому при обучении дошкольников пальчиковым играм я иду от простого к сложному, усложняя задания от игры к игре. Для этого я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, тактильно и с речевым сопровождением. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного освоения детьми движений мелкой и общей моторики. Например: при знакомстве с лексической темой «Части тела» разучиваем с детьми игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…..», «Кулак, ребро, ладонь» и др. Затем детям предлагаются игры более сложного характера, с левой или правой рукой, например: «Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др., и только потом мы осваиваем игры с двумя руками: «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.)

Использование данной последовательности целесообразно при знакомстве со всеми лексическими темами на всех этапах работы по изучению движений.

Для более успешного выполнения заданий применяю создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи из цветного песка, рисуют их на песке или на мелкой крупе пальчиком и палочкой; обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха; выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики различные изображения.

В своей работе с детьми использую также игры с дополнительными материалами: прищепками, верёвочками, мячами, шариками, орехами, скрепками, валиками, нитками; волшебные мешочки и т.д. Эти материалы повышают интерес детей, делают их внимание более устойчивым и, следовательно, результата развития мелкой моторики рук у детей я добиваюсь быстрее.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится играть с массажным шариком «Су-Джок». Эта терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, поэтому я провожу игры, воздействующие на точки стоп и рук (хождения по массажным дорожкам, коврикам с пуговицами, прокатывание мячика, нанизывание колец и т.д.)     Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Во время массажа я использую музыкотерапию.

Приведу примеры использования су-джок массажеров в своей работе: предлагаю детям поочередно надеть массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики.

Ребенок прокатывает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию определенного звука.

При совершенствовании лексико-грамматических категорий я выполняю с детьми упражнение «Один – много». Я качу по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Совершенствуя навыки пространственной ориентации, развития памяти, внимания  дети выполняют мои инструкции:

- «Надень колечко на мизинец правой руки».

- «Возьми ежика в правую руку, и спрячь за спину».

- «Закрой глаза, я надену тебе колечко на пальчик. А ты должен назвать, на какую руку и какой палец надето колечко».

Это всего лишь некоторые примеры использования су-джок терапии в моей работе. Использование альтернативных методов и приемов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий.

Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного интереса и в этом мне помогают дидактические игры и игровые приёмы. Для развития мелкой моторики рук активно применяю дидактические игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат их мыслить.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

-      для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

-      для прокатывания;

-      образные с застёгивающимися и прилипающим элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

-      раскладывание фигур разной величины, формы; сравнения предметов, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют и народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом предостерегаю родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.

При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

1) посильность требований;

2) постепенность усложнения;

Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь» – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Проводимая мною работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста:

·   Улучшила состояние развития мелкой моторики рук.

·   Речь детей стала более выразительной и внятной.

·   Улучшилось звукопроизношение.

·    Дети стали более общительными.

Основными задачами коррекционного обучения для детей в детском саду являются:

·   Развитие общей моторики;

·    Развитие мелкой моторики рук;

·    Подготовка руки к письму.

В процессе работы с детьми обратила внимание на, что мелкая моторика рук тесно связана с речевой моторикой. У детей с недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики рук с детьми я провожу работу, в которую входят: стишки, потешки, скороговорки, чистоговорки. Дети их с удовольствием учат и рассказывают, сопровождая движениями. Так же я провожу с детьми задания в тетрадях, где они выполняли разные виды графических упражнений. К концу года дети хорошо владеют карандашом, с интересом выполняют «графический диктант».

После проведённой работы можно увидеть не только улучшения в развитии мелкой моторики рук, но и в развитии речи.

Дети в группе стали более общительными. У всех детей улучшилось звукопроизношение, они стали уверенней общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Речь стала более интонированной, стихи и потешки стали рассказывать более выразительно, ритмично.

Более аккуратно начали выполнять штриховку. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка клумб, уход за комнатными растениями, совместно с родителями чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходимая для письма.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа с детьми по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогают развить мелкую моторику рук и благотворно влиять на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста и подводит их к успешному овладению письмом. Разработанная мною система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у старших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Гостевая книга

Читать все