Версия для слабовидящих

Рекомендации специалистов

Игры на развитие познавательной сферы детей

Опыт работы по теме «Игры на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты познавательной деятельности. Но, к сожалению, проводя диагностику развития познавательных процессов, пришла к выводу, что с каждым годом увеличивается число детей, которые имеют  нарушения в речевой и познавательной сфере. Причины такой тенденции достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки.

Работая педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, обратила внимание, что успех преодоления речевых расстройств  и недоразвития познавательных процессов зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (педагог-психолог и ребёнок; педагог-психолог и родители; педагог-психолог и специалисты).

Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.

Чем лучше развиты у человека  познавательные процессы, тем выше его способности, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов человека зависит легкость и эффективность его обучения, в том числе освоения навыков правильной речи. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те, или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.

Таким образом, чтобы понять причину нарушения или недоразвития речи необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо развивать каждый психический процесс в отдельности.

Известно, что внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Поэтому в подгрупповых занятиях с детьми логопедических групп много времени уделяю развитию и коррекции внимания. Использую следующие игры  и упражнения:

1.     «Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.

Ребенку дается небольшой текст (с большим шрифтом) или ряд геометрических фигур и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А») или раскрасить определенным цветом фигуру. Фиксируется время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»» или «В каждой строчке раскрась зеленным цветом треугольники, красным квадраты и синим круги».

Результаты отмечаются  на графике. Проводится в соревновательной форме.

2.     «Будь внимателен»

Цель:развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

3.     «Найди игрушку»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игрушку прячу на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняю местами коробки, передвигают их по столу. Ребенок  должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка,  и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.

Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.

Также для диагностики и коррекции внимания применяю игры: «Найди отличия», «Что изменилось», «Съедобное или несъедобное», «Лабиринты и дорожки», «Шифровка»  и др.

Проводя диагностику состояния памяти разной модальности у дошкольников с нарушением речи, пришла  к выводу, что наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая.

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое.

Для развития и коррекции слуховой памяти в работе с детьми с ОНР применяю следующие игры:

1.     «Кто разбудил мишку?»

Цель: развивать слуховую память.

Условия. Дети сидят на стульчиках. Взрослый вносит игрушку - мишку. Предлагает одному из детей уложить его спать. Ребенок качает мишку на руках, поет ему песенку, затем садится на стульчик спиной к детям. Тот ребенок, на которого покажет взрослый, должен сказать: «Мишка, мишка, хватит спать, пора вставать». Ребенок с мишкой на руках должен отгадать и назвать по имени того, кто разбудил медвежонка.

2. « Я положила в мешок….»

Цель: развивать слуховую память.

Взрослый начинает игру и говорит: «Я положила в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово. Например: «Я положил в мешок яблоки и тарелку». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Примечание. Можно ввести соревновательный элемент – кто больше слов в мешке донесет. Кто забыл (потерял) слово, у того мешок упал, и игра начинается сначала.

3.«Повтори цифры»

Цель: развивать слуховую, механическую  память.

Взрослый начинает игру и говорит: «Повтори цифры за мной 3, 5. Затем после правильного повтора ребенка добавлять по 1 цифре: 3, 5, 1; 3, 5, 1, 7 и так далее».

Обязательно для детей логопедических групп, включаю на магнитоле или читаю небольшие сказки или рассказы и потом прошу их нарисовать, и с помощью рисунка  повторить, таким способам развивается не только слуховая память, но и речь.

Диагностируя воображение у детей с нарушением речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявилось их более низкая продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Именно поэтому на каждом занятие детям необходимо давать задания на развитие воображения. Для этого применяю самые разнообразные упражнения:

1.  «Кто больше»

Цель: развитие творческого воображения, мышления и речи.

Взрослый говорит игрокам: «Я назову предмет и скажу, как его можно использовать. А вы по очереди должны называть другие способы использования этого предмета. Итак, книгу можно читать. А еще что можно с ней делать?».

Побеждает тот, кто перечислит наибольшее количество способов использования предмета. Победивший становится новым ведущим. Обязательно отмечаю игрока, придумавшего самый оригинальный способ.

2.  «Сочиняем рассказ»

Цель: развитие воображения, фантазии, связной речи и внимания.

Ведущий начинает рассказ, а игроки по очереди продолжают его. Например: «Вечерело. Дул сильный ветер. По улице бежала маленькая собачка. Вдруг…». Продолжение этого рассказа придумает Саша…

После того как все дети по одному разу продолжат рассказ, ведущий говорит кому-нибудь: «Конец!». Этот ребенок должен быстро придумать окончание рассказа.

3.  «Дорисовывание фигур»

Цель: развитие воображение и способностей создавать оригинальные образы.

Детям даются карточки с фигурками. Надо дорисовать волшебные фигурки так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Обязательно ребенок должен назвать свой рисунок и рассказать о нем.

 Обязательно отмечать особо оригинальные идеи.

Так же для развития воображение можно применять психогимнастику, попросить ребенка показать без слов грустного человека, хитрую лису, храброго зайца и т.д.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Таким образом, наибольшее внимание в работе с детьми логопедических групп уделяю формированию и развитию мыслительных процессов. Самыми эффективными считаю следующие упражнения:

1.  «Найди лишнее»

Цель: развитие словестно-логического мышления и речи.

Ребенку предъявляется картинка с предметами, один из которых не подходит. Главное  в этом упражнение, не то нашел ли ребенок правильно лишний предмет, а то, как он объясняет. Ответ может быть не верным, но если ребенок нашел логическое объяснение, то ему ответ засчитывается.

2.  «Нелепые картинки»

Цель: развитие образно – логического мышления, внимания и речи.

Предложить ребенку картинки с заведомо неправильным изображением: самолет плывет по реке, корзина вместо шляпы на голове, лыжник едет по песку… ребенок должен из найти и объяснить что именно не так и почему.

3.  «Упражнения на обобщение»

Цель: развитие словестно-логического мышления.

Перечислить ребенку предметы, а он должен назвать группу,  к которой эти предметы можно отнести. Например: «Яблоко, банан, слива, груша – это… Бабочка, комар, муха – это…». Или: «Назови все фрукты, которые ты знаешь? Назови всех насекомых… животных… растения  и т.д.);

4.  «Логические игры» («Найди закономерность и продолжи ряд»; «Подбери заплатки к коврикам», «Найди логическую пару», «Придумай противоположные слова» и др.)

Говоря о развитие познавательных процессов нельзя забывать о мелкой моторике – «чем умнее рука, тем умнее ребенок». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг.

Проводя диагностику развития мелкой моторики у детей логопедических групп, к сожалению, выявила, что только у 3 детей из 20 мелкая моторика соответствует возрасту, у 7- недостаточно развита и у 10 слаборазвита.

 Большинство детей не умеют правильно держать ручку или карандаш.

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.  Мною разработано дидактическое пособие «Круг знаний», где с помощью бельевых  прищепок, ребенок развивает мелкую моторику. Бельевые прищепки  способствуют формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.

Так же для развития мелкой моторики использую следующие упражнения:

- пальчиковая гимнастика: «Что принес нам почтальон», «Пчела», «Дрозд - дроздок», «Маленькая волна» и др.;

- штриховка; рисование по точкам, дорисовывание узора по образцу;

- графические диктанты;

- рисование  пальчиками, лепка, выкладывание крупами и т.д.

Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

Каждый педагог – психолог знает и применяет в своей работе множество игр и упражнений для диагностики и развития познавательных процессов. Но, не смотря на это очень сложно найти конспекты занятий педагога – психолога именно с детьми логопедических групп по всем лексическим темам, именно поэтому приходиться разрабатывать, продумывать каждое занятие с детьми с учетом их индивидуальности (то занятие, которое успешно проходит в одной группе, может совершенно не подойти в другой). Постепенно, занимаясь с детьми, можно прогнозировать возможные повороты в занятиях и быть готовым к ним.

Нельзя забывать о том, что у  детей с речевой патологией, очевидно, что помимо речевых расстройств, виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Поэтому в каждое занятие с детьми обязательно включено релаксационное упражнение под соответствующую музыку или другие приемы снятия эмоционального напряжения.

Таким образом, задачами каждого занятия с детьми логопедических групп является не только развитие познавательных процессов, но и коррекция эмоциональной сферы.

Условия проведения занятий:

• Занятия проводим совместно с воспитателями и (или) с учителем – логопедом 2 раза в неделю.

• Продолжительность – 30 - 35 минут;

• Занятия составляются с опорой на лексические темы.

• Речевой материал не выучивается;

• Все упражнения выполняются по подражанию;

• На занятии царит атмосфера радости и доброжелательности.

Следует отметить, что  занятия проходят фронтально  со всей группой детей, на котором, обязательно, ведется индивидуальная работа. Время занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендации педагога - психолога.

Перед проведением каждого занятия в логопедических группах проводиться огромная подготовка. В соответствии с лексической темой подбираю игры для развития и формирования всех познавательных процессов. Учитывая быструю утомляемость детей, обязательно провожу  в середине занятия психогимнастику или пальчиковую гимнастику, а в конце релаксационное упражнение с использованием магнитофона с записью спокойной музыки – это является одной из главных здоровьезберегающей технологией в моей работе.

Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводится, тем лучше будет ее результат. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

Среди детей логопедических групп всегда находятся 3-4 ребенка, которые особо нуждаются в коррекции эмоциональной сферы (эмоционально нестабильные, тревожные, агрессивные). С такими детьми проводятся коррекционные занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты: «Пузырьковая колонна с рыбками», панно «Волшебные нити», панно «Звездное небо» и др.

Целью моей работы стало создание таких занятий, которые, с одной стороны, исправляли бы нарушенные функции, а с другой – развивали функциональные системы ребёнка, и способствовал формированию неречевых симптомов.

Гостевая книга

Читать все